Сайт Владимираyakimenko

Есть еще одно, о чем надо бы знать… Когда вы выразите себя до конца, тогда и только тогда вы осознаете, что на свете всё уже выражено, не одними только словами, но и делом, и единственное, что вам, в сущности, остается, это сказать: аминь!

Генри Миллер „Биг-Сур и апельсины Иеронима Босха“

Главная | "Вселенная сложилась именно такой, чтобы в ней были мы..."

"Вселенная сложилась именно такой, чтобы в ней были мы..."

Беседа с доктором философских наук, заведующим сектором междисциплинарных исследований Института философии РАН Владимиром Ивановичем Аршиновым

 Владимир Аршинов

Еще со времен античности закономерность человеческой жизни соотносилась с порядком, с тем, что можно предсказать, а случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, погружение в хаос. Иными словами, механизм, определяющий существование закономерности, опирается на причинно-следственные связи, которые являются основанием всех событий и явлений. Причина порождает следствие, а следствие приобретает качество причины для следующего этапа.

Наличие такого рода причинности, то есть того, что должно произойти в силу сложившихся условий, с особой наглядностью проявляет себя в истории, подчеркивая внутреннюю связь исторических событий, будь то преобразования Петра I или отмена крепостного права. Однако не секрет, что часто судьбы государств и народов, не говоря уже о судьбе отдельного человека, который обладает, ко всему прочему, еще и свободой выбора, попадают в зависимость от, казалось бы, сущих казусов и пустяков.

Так что же такое случайность? Как она соотносится с закономерностью, как связана с понятием вероятности в человеческой жизни и – шире – в движении истории? Не является ли случайность частью еще не познанной нами более широкой и сложной системы закономерностей?

 



В.Я.:Владимир Иванович, давайте начнем с определения. В классической науке  закономерность принято было считать результатом причинно-следственных отношений, когда причина вызывает определенное следствие, следствие потом переходит опять в причину для следующего этапа движения, т.е. эта парадигма рассматривалась как линейный процесс. Но уже в 20 веке с появлением квантовой механики, прежде всего, наше представление об этом процессе несколько изменились.

 

В.А.:Действительно, проблема закономерности - одна из самых ключевых проблем современного научного познания. По существу, именно с понятием закономерности связана сама концепция науки, научного познания, которое и выступает как пояс закономерности. Если мы утверждаем, что в мире нет закономерностей, то это фактически равнозначно отрицанию науки. Но здесь возникает серьезный вопрос — что такое закономерность? И как вы совершенно справедливо заметили, есть, действительно, линейно-причинная закономерность, которая связывает события по принципу причина-следствие. Она являлась частью линейной механической картины мира, которая была создана усилиями, прежде всего, Галилея, Ньютона, Декарта — как их называют «отцами современного естествознания».

 

В.Я.:То есть это те связи, которые мы видим невооруженным глазом…

 

В.А.: Вы знаете, дело в том, что мы научились их видеть, когда была изобретена - воспользуюсь метафорой — оптика классической науки. Скажем, в основе причинно-следственной связи лежит несколько фундаментальных принципов. Первый: за каждым явлением стоит причина, даже если она - есть такая тонкость - не наблюдаема. Например, когда мы говорим, что причиной изменения траектории движения в механической картине мира является сила, то саму силу мы определяем через величину отклонения от нормальной траектории движения предмета и тогда мы говорим, что причиной этого отклонения является сила. И второе, очень важное для нашего разговора здесь понятие, связанное с этой причинной линейно-механической картиной мира, - это принцип достаточного основания. А именно: если у нас маленькая причина — маленькое следствие, большая причина — большое следствие, то есть между причиной и следствием существует пропорциональная зависимость. В этом и проявляется принцип линейности - они как бы линейно, пропорционально зависят от интенсивности друг друга. Так вот, естествознание родилось как раз, когда линейная, механическая причинность стала доминирующей матрицей в объяснении мироздания, в том числе и социального,  то есть  произошел отход от аристотелевской парадигмы взгляда на мир, согласно которой все в мире имеет не только свою причину, но и свою цель.

Современная наука – в частности, концепция самоорганизации, которой я активно занимаюсь — предлагает нам другое понимание, не отказываясь от принципа причинности, но обобщая его. Она предлагает рассматривать и мир природных процессов, и человеческий социум как системы самоорганизующиеся. И обобщая понятия закономерности, причинности — мы приходим к циклической причинности, когда следствие на выходе системы влияет на ее начальное состояние. И это, в принципе, возврат к аристотелевской идее целевой причинности. Поясню: все знают, что понятие цели, целенаправленного поведения свойственно человеку, но идея Аристотеля заключается в том, что это присуще также и всему живому на Земле и всей Вселенной в целом. Так же как человек является „финальной причиной“ своих целенаправленных действий, Вселенная имеет свою „финальную причину“, другими словами – Творца. Намек на существование целевой причинности давала уже квантовая механика. Квантовая механика при определенных интерпретациях допускает такую возможность, когда будущее детерминирует настоящее. То есть наше настоящее определено не только нашим прошлым, нашей историей — здесь мы можем коснуться как раз и понятия исторического детерминизма — но и, в каком-то смысле, будущим. А в человеческом обществе будущее на самом деле детерминирует, „временит“ настоящее. У нас всегда есть какие-то образы будущего, есть мечтания, страхи, мысли – катастрофические или позитивные. Руководствуясь образами будущего в нашем настоящем, мы можем оказывать влияние на будущее. Этим я хотел сказать, что принципы причинно-следственной связи и целевой причинности в нашей жизни друг другу сопутствуют. Они не только не отменяют, они дополняют друг друга.

Просто мы должны определить контекст, где и когда работает то или иное понимание причинности. Если вы едете в автомобиле, то ясно, что, нажимая тормоз или газ, вы управляете им. В данном случае вы действуете, руководствуясь интуитивным пониманием линейной причинности: сильнее нажимаете на газ  - быстрее едете. Было бы странно, если бы вы, нажимая на газ, тормозили. То есть мы, безусловно, живем в мире причинно-следственных связей. Но еще один важный момент, который в связи с нелинейной причинностью я хотел бы подчеркнуть, - это понимание случайности. Когда, где и почему, случайность важна и, более того, необходима, и даже случайное поведение лучше, чем линейно-обусловленное и детерминированное. Это в синергетике так называемая точка бифуркации, когда система находится в неравновесном состоянии, как бы в нерешительности, в выборе между тем или иным путем развития. Это может касаться и исторического развития, и судьбы человека. И в такие моменты каждое наше действие может стать решающим.

 

В.Я.: То, что Толстой называл — встраивание, когда ты чувствуешь, восточный ветер или западный, и должен встроиться точно…

 

В.А.: Да, здесь работает гениальность интуиции. Именно не разум, не рациональный расчет, а интуиция, ощущение, умение предвосхищать события. Это вообще характерно для современного мира сложности — как я его называю «мир сложностности», - в котором роль интуитивного «вчуствования» в события, их интуитивного постижения необычайно важна. Потому что в мире сложности наше умение быстро и оперативно реагировать на изменяющиеся события с тем, чтобы не оказаться полностью в их власти, а быть их активным участником, осознающим роль этих, я бы так сказал, интуитивных компетенций - необычайно востребовано. И в принципе, эти способности тренируемы, они могут быть действительно определенным образом усилены, и отсюда интерес к различным тренингам „личностного роста“ и т.д.

 

В.Я.: То есть обычный человек, обычная личность может формировать себя и события своей жизни и встраиваться в них?

 

В.А.: Да, именно эту мысль я и хотел подчеркнуть. Мы должны с открытыми глазами смотреть на этот мир, на развивающиеся в нем события, но если мы хотим, - каждый из нас, наверное, хочет — ощущать себя субъектом своей судьбы, осмысленно проживать свою жизнь, то понимание того, что такое необходимость, случайность, закономерность, бифуркация, нелинейность, возникновение новых качеств в нашем мире, мне кажется, для каждого образованного человека  просто необходимо. Почему я это подчеркиваю? Потому что мы живем в век социальных технологий, господства разного рода техники, где мы как бы передоверяем себя механизму. Механизм не может обмануть, предать… А из этого вытекает еще один важный сюжет: в мире, где мы находимся, между людьми очень важно доверие. Я могу и каждый индивид может развиваться как полноценная личность только в координации, в симбиозе с другими личностями. Оставаясь личностью и развивая в себе именно человеческие начала, человеческие качества, опираясь на ресурсы культуры, традиции, сохраняя приверженность себе, свою идентификацию, человеку необходимо преодолевать себя, выходить к другому. Это тоже закономерность — я подчеркиваю — развития человеческого в человеке.

 

В.Я.: То есть понимать окружающее через другого.

 

В.А.: Совершенно верно. Поэтому так важен диалог, коммуникация, креативная коммуникация и компромисс, который лежит в основе всех коммуникаций. А с диалога и начинается — и это очень важно для нашей страны — создание пространств доверия. Потому что в „сложностном мире“ отсутствие доверия является тормозящим и даже разрушительным фактором. Если я не могу передоверить часть своей деятельности другому, который лучше может сделать, выполнить какую-то задачу, то обрекаю себя на неудачу. С другой стороны, доверие не является даром свыше. Оно создается людьми и разрушается людьми.

 

В.Я.:Что необходимо для того, чтобы создавать такие территории доверия?

 

В.А.: Может быть, это парадоксально прозвучит, — но это отказ от линейно-причинного мышления, субъектно-объектного мышления. Потому что существует иллюзия, что обществом проще всего управлять, превратив других людей в объекты воздействия, манипулировать людьми. То есть упростить мир таким образом, чтобы какая-то часть была элитой, субъектами, а какая-то часть - пассивными объектами этого управляющего воздействия. Но это путь в никуда, потому что люди очень скоро ощущают себя обманутыми, понимают, что они были просто инструментами, которыми кто-то управлял, накапливается негативная эмоциональная энергия и она приобретает разрушающий характер. Поэтому необходимо доверие, и оно не может быть создано механическими линейно-причинными средствами. И чем скорее мы осознаем это,  поймем, что слова о доверии, о диалоге, о культуре, о взаимопонимании, это не просто благостные призывы людей, которые рисуют себе какие-то утопические картинки, а реальность - всем будет лучше.

Ведь наша реальность - если смотреть на происходящее глазами, скажем, космического наблюдателя, - это процесс эволюции, в котором  чередуются периоды порядка и хаоса, необходимости и случайности. Мы являемся участниками этого процесса. И если мы хотим, чтобы этот процесс имел осмысленное человеческое начало, нам просто необходимо понятие закономерности. Даже космологи, люди, которые изучают происхождение Вселенной, ее закономерности, пришли к выводу, что для понимания космических процессов просто необходимо включить туда наблюдателя –человека. Значит Вселенная  сложилась именно такой, чтобы в ней были мы и чтобы мы могли ее понимать и изучать.

 

В.Я.: Зажегся огонек разума, который осветил все остальное. Как только он потухнет, все исчезнет во мгле опять?

 

В.А.: Возможно. Потому что вся эволюция Вселенной, рассмотренная без учета влияния человека, даже если мы будем иметь в виду квантовую механику и общую теорию относительности, ведет к тому, что наше присутствие в этом мире случайно. Представьте себе - мы двигаемся по ступеням эволюции: большой взрыв, возникновение элементарных частиц, возникновение звезд, земли, атмосферы и т.д. - каждый шаг в этой цепочке может выглядеть совершенной случайностью. И в итоге, когда мы доберемся до нас, рассуждающих здесь, в этой студии, то вероятность нашего этого разговора окажется в минус десятой степени. Это абсурдная точка зрения. Значит, людям совершенно необходимо включать себя не просто в биосферу, но и в космосферу.

 

В.Я.: Как созидающий элемент?

 

В.А.: Если коснуться современных теологических и религиозных дискуссий, там это преломляется таким образом, что человек должен стать соучастником творения. Бог не закончил свое творение, он его продолжает, Богу надо помочь.

 

В.Я.: Христос сказал, что божественное начало в каждом из нас, надо только его пробудить.

 

Мы получили эту волшебную способность, - познавать окружающий  мир. Инструментом этой способности, конечно, является представление о закономерности. Но в этом направлении нам еще предстоит огромная работа.

Опрос

Можем ли мы изменить судьбу?
Да
25%
Нет
25%
Когда как
50%
Всего голосов: 4

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 1 гость.